ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 19 April 2024 года, Friday 12:16

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08
09:37 05.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости претендентов
Проекты претендентов
Онлайн-конференции
Касательно
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Государственная Дума - 2007
Президент РФ - 2008
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


КАСАТЕЛЬНО

20:48 03.10.07 ПРЕТЕНДЕНТ.RU

Провинциальные мысли о главном

1007.jpgИдеология, согласно расхожему определению, – система взглядов и идей, выражающих отношение к действительности, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, социальных групп и сообществ. По сути, идеология определяет, какая ценность доминирует в головах ее сторонников, а какая отсутствует вовсе. Таким образом, выстраивается иерархия ценностей, которая по большому счету и отличает идеологии друг от друга.

При этом идеология имеет свойство направлять действия (по крайней мере в рамках сообщества, разделяющего ту или иную идеологию) в различных областях: в государственном управлении, бизнесе, войне и прочих сферах.

Сама по себе идеология была и есть удел не большинства, а элиты. Достаточно, чтобы ее исповедовали несколько десятков человек, способных подчинить себе многие тысячи и навязать или внушить им незыблемость тех или иных общественных ценностей.

деология – инструмент политический, поскольку работает с сознанием масс, является одной из мобилизующих технологий. Занимающийся идеологией занимается политикой. Даже если он никуда не избран и никем не назначен. Но при этом идеология – часть культурного пространства, поскольку, во-первых, она всегда опирается на историю (причем почти исключительно на успешные ее периоды), а во-вторых, оперирует ценностями, культурными представлениями, символами и так далее.

Договорившись о таком понимании идеологии, в принципе, можно лучше понять и увидеть, что происходит на разных территориях на всем пространстве современной России.

Элиты и идеология в российских регионах

По мере становления новой экономической и политической системы, появления института частной собственности, новых возможностей муниципальной и региональной власти успешность регионов начала определяться через:

- деятельность региональных политических элит. И здесь есть проблема: местная администрация в абсолютном большинстве случаев предпочтет назначить элиту из числа лояльных ей лиц и будет всячески противиться самоформированию реальной элиты, которую отличает умение мыслить в формате стратегий, а не только планирования.

По теме
Михайлов: Олимпиада в Сочи даст «заряд патриотизма»
Экономика большинства регионов РФ растет
Главы исторических городов и регионов России собрались в Якутске

- поддержку со стороны федеральной власти, от которой собственно зависит «справедливое» распределение государственного бюджета (и иных ресурсов) между различными и зачастую конкурирующими регионами.


Постепенно (хотя и медленнее, чем хотелось бы) российское общество начинает осознавать себя заказчиком власти. Власть в данном контексте – не более чем социальная услуга для тех, кто видит себя субъектом развития. При этом существуют две альтернативные линии взаимодействия с властями: часть среднестатистических россиян уповает только на власть федеральную – и тут мы имеем дело с чистой воды имперской идеологией. А часть начинает спрашивать с различных региональных инстанций и чиновников – и в этом воплощается идеология федерализма.

Реального заказчика идеологии пока сложно определить. Как правило, таким заказчиком является элита как часть социума, способная добровольно взять на себя ответственность за историческую судьбу (нации, территории или культуры). У нас же элита пока только формируется.

Общероссийскую элиту пытаются сформировать и Православная Церковь, и политические партии, и общественные движения. Ничего не выйдет! Элита – организм самозарождающийся.

Что касается региональной элиты, то в ней власть видит своего возможного соперника абсолютно во всем. Поэтому власть будет делать все от нее зависящее, чтобы, не приведи Бог, не появились думающие, спрашивающие и готовые действовать альтернативно люди.

Очевидно, формирование идеологии нужно тем, кто видит себя субъектом стратегического развития. Сегодня все регионы поставлены центром в ситуацию необходимости выработать стратегию развития – по крайней мере, на уровне документов, которыми положено отчитываться перед федеральным уровнем власти. Но поможет ли такой «силовой» подход в области столь тонких материй?

Без идеологической составляющей эти стратегии – полтора кило бумаги, которые стоят бешеных денег. Без утверждения в общественном сознании безусловного приоритета развития, конкурентоспособности, ценности творческого подхода многие регионы, уже мыслящие себя субъектами стратегического развития, обречены не только на полный провал так называемых «стратегий», но и на превращение в ресурсный придаток более успешных в выработке идеологии игроков.


Идеология фронтира

Длительная историческая миссия, возложенная на определенный социум, формирует в нем определенную идеологию. Наиболее показательной в этом плане служит идеология фронтира – передовой территории, границы культур и цивилизаций. Эту идеологию исповедовали американские покорители Дикого Запада, русские казаки, африканские буры, взявшие на себя деятельность по освоению территорий, которую не могло или не хотело по тем или иным причинам вести государство.

Эта деятельность требовала от этих людей соответствующих квалификаций: культурной, воинской, религиозной, коммуникационной.

И именно через эту деятельность – освоение территории, начиная с ее описания и заканчивая ее брендированием – они выстраивали собственную идентичность.

Говорят, что «собирание земель» уже закончилось в современном мире, но их «новое освоение» и новое обживание, появление новых смыслов жизни и существования на своей территории, окруженной глобальным миром, еще только начинается.

Городские бренды

Очень показательно отображают идеологию места городские и территориальные бренды. Грамотная работа с брендами позволяет изменить устоявшееся восприятие города в пользу того, которое нужно для его стратегического развития. Взять тот же Воронеж.

В череде российских городов и весей он – никакой. Тула – это самовары, пряники и двустволки. Саратов – немцы Поволжья и гармоника с колокольчиком. Челябинск – танки, пельмени и археологический памятник Аркаим. А что есть у Воронежа?

«Колыбель флота» – бренд, не работающий на развитие. Поскольку он уже прочно прикреплен к другим географическим пунктам. Надо искать новые символы, отображающие идеологию и одновременно очевидные для местных жителей, дающие установку на успешность.

Воронеж вполне мог бы стать крупным музыкальным центром – здесь собирал свой потрясающий хор Митрофан Пятницкий, музыкальное образование в городе развивали отец и сын Ростроповичи, воронежская гитарная школа сегодня в числе лучших. Однако утвердить такой бренд пока не получается. Очевидно, время не пришло.

Идеология регионального лидера

Постепенно у различных городов, приблизительно равных по экономическому и политическому весу, появляется идеология регионального лидера. Идея «множественности столиц» продолжает витать в воздухе.

«Тихоокеанской столицей» видит себя Владивосток. И набирает множество «атрибутов» такой столичности, начиная с лучшей в стране школы японистики, синологии и корееведения и заканчивая ежегодным международным кинофестивалем.

Хабаровск ощущает себя «столицей» Дальнего Востока – крупнейший транспортный узел, центр Дальневосточного федерального округа.

Нижний Новгород спит и видит себя финансовой столицей, «карманом России» – каковым он, кстати, и был довольно долгое время до революции.

Бренд столицы Сибири оспаривают Новосибирск и Иркутск.

Процесс своеобразного выделения тех или иных городов и территорий в общественном сознании за счет устоявшихся или заново создаваемых брендов уже идет. Это явно свидетельствует о том, что в регионах исподволь и потихоньку начинают формироваться региональные элиты – главные заказчики идеологического продукта, способные и готовые капитализировать территорию таким образом, чтобы последствия капитализации «работали» на их детей и внуков – пусть не сейчас, но здесь.

По материалам rosbalt.ru

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!