Прошлое явно кончилось, но Будущее еще не наступило. Его контур рисуется сейчас. Пока еще ничего не решено окончательно: у нас много разных «проектируемых будущих». Но ситуация с таким богатым выбором не продлится долго. Пусть даже кто-то решил, что так будет всегда.
Казахстан имеет уникальный с точки зрения истории шанс воспользоваться преимуществами «междувременья», периодом заката одних сверхдержав и генерации новых, чтобы оказаться на передовых позициях будущего мира.
Нам необходимо историческое сознание: явное и безукоризненное принятие того факта, что лидерство не только завоевывается, но и отстаивается на идеальном уровне. И что в мире вокруг нет раз и навсегда утвердившихся сверхдержав, мировых стандартов, культурных приоритетов. История не остановилась; пока одни завороженно изучают ее, другие ее творят.
Второе, что нам необходимо, - историческая ответственность. Пока что мы - независимое государство, не ставшее независимой нацией. Сравнивая себя с окружающим миром, мы лишний раз утверждаемся в своей зависимости от него. Это не значит, что не нужно сопоставлять себя и других. Но начало всему - собственная свобода. От всего, от верного и неверного, что закрывает обзор. Нам нужно ясное зрение, а не доверие привнесенным стереотипам и застарелым шаблонам. Только юношеский максимализм, ничего не принимающий «на веру», станет здоровым показателем проснувшегося духа нации.
Мы получили свободу, за которую не были готовы драться. Мы не совершали революций, как прибалты или восточноевропейцы. Мы не осуществляли строительство нового на пепелище старого, безжалостно целясь по прицелам вчерашней мечты, как немцы при Экхарте или японцы после поражения в 1945 г. или революции Мейдзи. Мы даже не скандировали общемиллионное «Сами!!!» на городских площадях, как грузины или молдаване.
Мы не стремились в эту империю - она воспользовалась нашей слабостью.
Мы не стремились выйти из нее - она сама оттолкнула все народы, когда разменивала одного президента на другого. Мы были топливом чужой ракеты, стали ее отстреленной ступенью. Наступающая эпоха дает нам шанс реализоваться. Укротителям Хаоса прежде всего нужен Хаос. Но особенность Казахстана и переживаемого им сейчас момента в том, что никто нас не спрашивает, нужен нам Хаос или можно обождать.
Он и так наступает сам. Со всех сторон. И только великой нации под силу подняться благодаря ему выше, а не быть опрокинутой стихией. Нам ничего не остается, надо самим стать одной из великих наций - или станем никакой.
Современная Евразия живет воспоминаниями и ожиданиями (первого, однако, больше). Авторитет и амбиции ее держав по большей части вызваны инерцией, это нерастраченные остатки чужого имперского наследства. Тот, кто озабочен сохранением своей мощи, бессилен ее созидать. Сила великой нации - уметь начинать с нуля, не быть зачарованной даже своим прошлым величием. Ведь это может стать капканом, не отпускающим разум. И оправданием собственного безразличия тогда, когда необходимо действовать, а не вспоминать.
Прошлое никого не спрячет. У народов эпохи великого Переселения тоже было свое прошлое. Некоторые так и предпочли в нем остаться... Великая страна та, которая укрощает Хаос. (Его штормовой прибой уже отчетливо слышен). Кроме нас, больше с ним справиться некому. Нам не за кого спрятаться. И это, безусловно - благо.
Неблагоприятные обстоятельства только к лучшему. Жизнь, вынуждая нацию на то или иное внешнеполитическое свершение, неизбежно толкает ее к цивилизационному рывку. Великие народы - те, кто ставят перед собой великие цели. Ни разрушение, ни накопительство, ни снос старых иллюзий, ни удовлетворенность подделками новых - ничто из этого не создает наций.
Провал одной идеологии не доказывает, будто можно обойтись вообще без жизненных ориентиров. Обойтись можно, но это - пригласительный билет в клуб стран тридцать третьего мира, интеграция в мировое сообщество на правах канистры с бензином, с которой расплачиваются просроченными консервами и просроченными идеалами.
Такое положение дел удручает даже не бедностью и не неразвитостью. Хуже всего то, что оно сильно похоже на заколдованный круг, из которого, кажется, действительно нет выхода.
Опыт учит противоположному. Ни экономические, ни политические реформы не спасительны для нации сами по себе. В мире доминируют те, кто к идеям Сделать Невозможное относятся более чем серьезно. Виртуальные ценности, умозрительные и невещественные «идеи» оказываются выигрышными на фоне сырья и металлов. Они даже ценнее денег. Ведь последние - только лишь цена ценностей.
Идеал бьет все козыри здравого смысла, провоцирует стратегические прорывы и безрассудные поступки, в общем - направляет путь движения истории. Наши ресурсные запасы и сопутствующие им возможности - не национальное достижение. Они всего лишь национальное достояние.
Если мы задумываемся о конкурентоспособном Казахстане, самое время пристально рассмотреть тех, с кем нам предстоит конкурировать. Нет в истории ни одной поднявшейся страны, которая свое достоинство ценила бы в иностранной валюте.
Качественный уровень жизни достигается в правильной пропорции между усердием личной самоотверженности и силой национальной мечты. Те, кого мы можем справедливо поставить себе в пример, осуществляли модернизацию на фундаменте национальной этики и национальной культуры. Такие ориентиры не появляются «потом» или «сами по себе», они - неизбежная примета правильного во всех отношениях движения.
Подлинные ценности не заносятся модными поветриями. Зато они держат на поверхности в опасный час, не дают попасть в мышеловку паники и страха, ориентируют по курсу звезд в пустыне, откуда не предвидится близкого выхода. Они оберегают людей и целые народы от хаоса и распада, благословляют семьи и государства, дают людям надежду видеть в ближнем друга и брата, а не бездушного хищника.
Путь Знания прост и спокоен. Путь Авантюры тревожен и непредсказуем. Но главное совсем другое: кто идет, всегда имеет больше шансов, чем тот, кто стоит на месте. Двигаясь в любом направлении, можно найти Истину хотя бы случайно; но, оставаясь на месте, ее никогда не найти.
Новое время стремительно разбросало общественные классы: богатые становятся богаче, бедные - беднее. Они все дальше друг от друга. Им негде встречаться и не о чем говорить. Только одна сила соберет их вместе: это праздник духовного единства, дающий Повод быть вместе. Идеалы и вера хранят любую нацию единой, потому что соединяют то, что по своей природе стремится в разные стороны.
Когда размах крыльев слишком необъятен, птицу просто рвет пополам. У нас мало сегодня оснований говорить «мы». А те, что есть, заимствованы из недавней истории. Мы обязаны уважать свою историю, но уважать прошлое - не значит путать его с настоящим или будущим. Наши сегодняшние ценности - ценности поколения. История на их счет непреклонна и жестока: у ценностей поколения нет будущего. Чтобы жить в действительном смысле этого слова, Казахстану нужны не только память о прошлом и стремление в будущее - ему нужны непреходящие, вечные ценности.
Незачем встраиваться в современный мир. Пока мы достигнем его, он уже сам станет другим. И так происходит всегда, потому отстающие всегда опаздывают. Сегодня они спешат к завтрашним идеалам, которых достигнут послезавтра, когда те уже станут вчерашними. У строителей Будущего нет необходимости ни за кем спешить. Но есть возможность творить Его, не обращая внимания на тех, кто сегодня в зените. И присматриваясь к тем, кто возглавит мир послезавтра. Их просто узнать по явной примете: они также ни за кем не спешат. Нет смысла бежать за ушедшим Солнцем. Утро само вернет его тебе.
Адил Тойганбаев, «Технология мечты». Алматы, Экспертный центр национальной стратегии, 2008 г.
По источнику Фергана.РУ