Международный институт политической экспертизы и Центр политической конъюнктуры России представляют Второй рейтинг политической выживаемости губернаторов.
Первый рейтинг был опубликован 13 августа 2007 года. Импульсом к составлению рейтинга стала замена нескольких глав администраций (Новгородская, Сахалинская области), породившая ожидания серьезной 'зачистки' губернаторского корпуса. В первом рейтинге 18 глав регионов получили 'пятерки', 27 - 'четверки', 24 - 'тройки', 14 - 'двойки' (по 5-балльной шкале).
Со времени публикации рейтинга посты губернаторов потеряли 3 губернатора-'двоечника' (Н.Киселев, К.Титов и Г.Шпак, еще в одном регионе - Костромской области - смена главы региона произошла из-за гибели губернатора В.Шершунова) и 2 'троечника' (А.Лисицын и Н.Маслов). Еще в нескольких возглавляемых "двоечниками" (С.Дарькин, А.Черногоров) и "троечниками" (К.Илюмжинов, В.Кулаков, Г.Боос) регионах развернулась острая борьба, которая пока не привела к кадровым перестановкам. Свои посты сохранили все губернаторы, получившие 'четверки' и 'пятерки' в предыдущем рейтинге.
С момента публикации первого рейтинга ситуация существенно изменилась. Парламентские и президентские выборы актуализировали такой критерий оценки деятельности губернатора, как возможность обеспечить желаемые результаты голосования и явку избирателей. Региональным властям пришлось осенью 2007 года пройти тест на способность ограничить рост розничных цен. Осенью 2007 года сменились руководство Минрегионразвития и полпред в Дальневосточном федеральном округе. Вопреки ожиданиям, не получила развития идея с 43 критериями эффективности работы губернаторов, определенными президентским указом в июне 2007 года.
В новом Рейтинге мы решили сохранить прежнюю 5-балльную шкалу. Под 'выживанием' нами понимается неувольнение с поста главы региона до конца 2008 года. При этом приходится учитывать, что целый ряд губернаторов (например, В.Матвиенко, А. Хлопонин, В.Якушев, В. Артяков) воспринимаются как скорые кандидаты на повышение в должности. Такие предположения, как правило, являются отражением наличия у главы региона большого влияния и не являются основанием для снижения оценок.
Основой для рейтинга стали результаты опроса 20 экспертов - политологов, регионоведов, журналистов, а также представителей федеральных органов власти, заполнявших анкеты на условиях анонимности.
Экспертами Рейтинга стали:
· Дмитрий Бадовский, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем
· Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России
· Леонид Давыдов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике
· Максим Дианов, директор Института региональных проблем
· Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры России
· Виталий Иванов, вице-президент Центра политической конъюнктуры России
· Глеб Кузнецов, политолог
· Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики
· Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы
· Андрей Рябов, член научного совета Московского центра Карнеги
· Алексей Титков, старший эксперт Института региональной политики
· Ростислав Туровский, генеральный директор Агентства региональных исследований
· Юлия Янбаева, исполнительный директор компании 'Минченко консалтинг'
· Члены экспертной сети информационного агентства Regnum
Основные выводы опроса:
1. Смена главы государства не станет импульсом к радикальному обновлению губернаторского корпуса. В частности, не получают подтверждения прогнозы о том, что все губернаторы сложат свои полномочия перед избранным президентом и пройдут процедуру переутверждения по схеме, предусмотренной для членов кабинета министров. Политика кадровой стабильности продолжится, как минимум, в ближайшие полгода - до тех пор, пока не завершится формирование обновленных федеральных органов исполнительной власти. Также в пользу сохранения большей части региональных лидеров на своих постах говорит и то, что основным лозунгом федеральной повестки дня стало сохранение стабильности.
2. Обозначилась группа губернаторов - 'хромых уток'. Не случайно в отличие от прошлогоднего рейтинга, где худшей оценкой была "двойка", в 2008 году четверо губернаторов получили "единицы" (А.Лебедь, Н.Максюта, А.Черногоров и Н.Шаклеин). Причиной того, что заведомые аутсайдеры длительное время избегали отставки, эксперты считают субъективные факторы - необходимости 'провести' регионы через федеральные выборы, отсутствие приемлемых для федеральной власти альтернативных претендентов и т.п. Именно вокруг губернаторов, получивших преимущественно 'двойки' и 'единицы', в ближайшее время могут развернуться основные баталии.
3. Последние назначения глав регионов закрепляют практику прихода на пост губернаторов чиновников, слабо связанных с вверенным им субъектом Федерации. Из пяти новых 'назначенцев' трое - О.Ковалев, И.Михальчук, И.Слюняев - не были связаны с своими регионами, а связь С.Вахрукова с Ярославской областью носила формальный характер. Лишь С.Антуфьев был выходцем из смоленской элиты. Вплоть до 2007 года приход 'варягов' имел гораздо меньшее распространение. При этом 'варягам' не всегда удается выстроить отношений с местной элитой и продемонстрировать свою эффективность федеральному Центру (А.Тишанин, Г.Боос).
4. Важной тенденцией кадровой политики является растущая 'корпоративизация' губернаторского корпуса. Лоббирование крупными компаниями и корпорациями ('Роснефть', 'Рособоронэкспорт', 'Алроса' и т.д.) своих выдвиженцев на позиции глав региональных администраций в последнее время получила широкое распространение. В то же время такое лоббирование не всегда влечет за собой дальнейшее отстаивание главой региона интересов только 'своей' корпорации. Примером этого является Сахалинская область, глава которой А.Хорошавин в последние месяцы активно балансирует между выдвинувшей его 'Роснефтью' и 'Газпромом'. Интересно, что в отличие от других крупных компаний 'Газпром', не занимается лоббированием своих кандидатов в губернаторы, однако активно работает с уже назначенными главами (это является одним из секретов политического долгожительства главы Ямало-Ненецкого округа Ю.Неелова).
5. Неспособность отдельных губернаторов обеспечить высокие результаты голосования за 'Единую Россию' и Д.Медведева, безусловно, снижает доверие к ним на федеральном уровне, однако, если к главе региона нет других серьезных претензий, не становится импульсом для его замены.
6. Механизм выбора кандидатов в губернаторы после инаугурации нового президента экспертам до конца не ясен. Многое будет зависеть от того, каким образом будет построена кадровая работа обновленного правительства и Администрации президента. Эксперты ожидают, что Администрация сохранит большую роль в принятии решений по кандидатурам губернаторов. В то же время не исключено появление 'принципа двух ключей', предполагающее совместную выработку кадровых решений Администрацией и аппаратом правительства.
7. Оценки участников опроса относительно перспектив 'политического выживания' губернаторов оказались достаточно близки. В то же время есть ряд глав регионов, мнения экспертов о судьбе которых оказались полярны, - М.Рахимов, М.Зязиков, В.Кулаков, Г.Боос.
В качестве критериев для сохранения губернаторов на их местах опрошенные выделяют:
· Недавнее назначение на пост (Архангельская, Новгородская, Рязанская и Смоленская области).
· Неинтересность региона для крупных бизнес-групп (например, Еврейская автономная область).
· Стабильность в регионе, отсутствие конфликтов (Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.).
· Высокий результат 'Единой России' и Дмитрия Медведева на выборах 2007-2008 гг. (Мордовия и ряд других национальных республик).
· Нежелание нарушать существующий баланс в сложных регионах (в первую очередь, в национальных республиках).
· Отсутствие адекватной замены (Татарстан. Москва, Приморский край).
· Умение губернатора балансировать между различными группами влияния на федеральном уровне.
· Отторжение у местной элиты фигуры основного конкурента главы региона (Владимирская область).
Среди критериев, влияющих на 'долгожительство' губернатора, возросла значимость наличие личного контакта с Д.Медведевым. Иногда выделяется как отдельный критерий наличие или отсутствие контакта с полномочным представителем президента в регионе. Однако этот критерий не столь важен в условиях периодической ротации полпредов (особенно актуален этот вопрос для Северо-Западного федерального округа, где эксперты не исключают замены полпреда).
Есть и специфические случаи, как, например, Р. Абрамович, пребывание которого на посту губернатора Чукотки зависит в большей степени от его личного желания.
В то же время среди оснований для ухода руководителя региона выделяются:
· Наличие конфликтов в регионе.
· Невыполнение установок центра (в частности, по объединительным процессам - Ненецкий АО, Республика Алтай).
· Низкие результаты голосования за 'Единую Россию' и Дмитрия Медведева.
· Коррупционные скандалы (но не как основной критерий).
· Конфликт с группой, пролоббировавшей назначение на пост.
Некоторые губернаторы, по мнению экспертов, остаются на своих постах только в связи с предстоящим укрупнением регионов (в частности, В.Сердюков в Ленинградской области, объединение которой с Санкт-Петербургом многие из опрошенных считают вероятным).
Выдвижение на пост регионального лидера по инициативе федерального Центра уже не является однозначной индульгенцией. Часть экспертов выделяет группу 'назначенцев', не оправдавших надежд, к числу которых чаще всего относят А. Тишанина, П.Ипатова, Г. Бооса. Также не является индульгенцией для главы региона и причастность к спецслужбам (В. Кулаков).
Возраст и состояние здоровья эксперты считают вторичными с точки зрения шансов главы региона сохранить свой пост, однако в ближайшее время нельзя исключать 'омоложения' губернаторского корпуса. Среди губернаторов, мотивация ухода которых может быть связана с возрастом и состоянием здоровья, называют Э.Росселя, Е.Строева, П.Сумина.
Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы
31 марта 2008 года
Второй рейтинг политической выживаемости губернаторов
Регион | Глава | Итоговая оценка | Оценка в рейтинге 2007 года |
Адыгея | Аслан Тхакушинов | 5 | 4 |
Башкортостан | Муртаза Рахимов | 4 | 4 |
Бурятия | Вячеслав Наговицын | 5 | 5 |
Республика Алтай | Александр Бердников | 3 | 5 |
Дагестан | Муху Алиев | 4 | 4 |
Ингушетия | Мурат Зязиков | 4 | 4 |
Кабардино-Балкария | Арсен Каноков | 4 | 3 |
Калмыкия | Кирсан Илюмжинов | 3 | 3 |
Карачаево-Черкесия | Мустафа Батдыев | 3 | 2 |
Карелия | Сергей Катанандов | 2 | 2 |
Коми | Владимир Торлопов | 3 | 2 |
Марий Эл | Леонид Маркелов | 3 | 3 |
Мордовия | Николай Меркушкин | 4 | 3 |
Саха | Вячеслав Штыров | 4 | 4 |
Северная Осетия | Теймураз Мамсуров | 5 | 3 |
Татарстан | Минтимер Шаймиев | 4 | 4 |
Тува | Шолбан Кара-оол | 5 | 4 |
Удмуртия | Александр Волков | 3 | 3 |
Хакасия | Алексей Лебедь | 1 | 3 |
Чечня | Рамзан Кадыров | 5 | 5 |
Чувашия | Николай Федоров | 5 | 3 |
Алтайский край | Александр Карлин | 4 | 4 |
Краснодарский край | Александр Ткачев | 4 | 5 |
Красноярский край | Александр Хлопонин | 5 | 5 |
Приморский край | Сергей Дарькин | 2 | 2 |
Ставропольский край | Александр Черногоров | 1 | 2 |
Хабаровский край | Виктор Ишаев | 4 | 4 |
Амурская область | Николай Колесов | 3 | 5 |
Архангельская область | Илья Михальчук | 5 | |
Астраханская область | Александр Жилкин | 4 | 3 |
Белгородская область | Евгений Савченко | 4 | 4 |
Брянская область | Николай Денин | 4 | 3 |
Владимирская область | Николай Виноградов | 3 | 3 |
Волгоградская область | Николай Максюта | 1 | 2 |
Вологодская область | Вячеслав Позгалев | 5 | 5 |
Воронежская область | Владимир Кулаков | 3 | 3 |
Ивановская область | Михаил Мень | 4 | 4 |
Иркутская область | Александр Тишанин | 2 | 4 |
Калининградская область | Георгий Боос | 3 | 3 |
Калужская область | Анатолий Артамонов | 4 | 4 |
Камчатский край | Алексей Кузьмицкий | 4 | 5 |
Кемеровская область | Аман Тулеев | 5 | 5 |
Кировская область | Николай Шаклеин | 1 | 2 |
Костромская область | Игорь Слюняев | 5 | |
Курганская область | Олег Богомолов | 3 | 3 |
Курская область | Александр Михайлов | 3 | 2 |
Ленинградская область | Валерий Сердюков | 3 | 4 |
Липецкая область | Олег Королев | 4 | 3 |
Магаданская область | Николай Дудов | 4 | 3 |
Московская область | Борис Громов | 4 | 5 |
Мурманская область | Юрий Евдокимов | 4 | 4 |
Нижегородская область | Валерий Шанцев | 5 | 5 |
Новгородская область | Сергей Митин | 5 | 5 |
Новосибирская область | Виктор Толоконский | 4 | 4 |
Омская область | Леонид Полежаев | 4 | 4 |
Оренбургская область | Алексей Чернышев | 4 | 4 |
Орловская область | Егор Строев | 3 | 2 |
Пензенская область | Василий Бочкарев | 4 | 4 |
Пермский край | Олег Чиркунов | 4 | 3 |
Псковская область | Михаил Кузнецов | 4 | 4 |
Ростовская область | Владимир Чуб | 4 | 3 |
Рязанская область | Олег Ковалев | 5 | |
Самарская область | Владимир Артяков | 4 | |
Саратовская область | Павел Ипатов | 3 | 3 |
Сахалинская область | Александр Хорошавин | 4 | 5 |
Свердловская область | Эдуард Россель | 4 | 4 |
Смоленская область | Сергей Антуфьев | 5 | |
Тамбовская область | Олег Бетин | 4 | 4 |
Тверская область | Дмитрий Зеленин | 4 | 4 |
Томская область | Виктор Кресс | 4 | 3 |
Тульская область | Вячеслав Дудка | 4 | 3 |
Тюменская область | Владимир Якушев | 5 | 5 |
Ульяновская область | Сергей Морозов | 4 | 3 |
Челябинская область | Петр Сумин | 3 | 4 |
Забайкальский край | Равиль Гениатулин | 5 | 2 |
Ярославская область | Сергей Вахруков | 5 | |
Москва | Юрий Лужков | 4 | 5 |
Санкт-Петербург | Валентина Матвиенко | 5 | 5 |
Еврейская автономная область | Николай Волков | 4 | 3 |
Ненецкий автономный округ | Валерий Потапенко | 2 | 4 |
Ханты-Мансийский автономный округ | Александр Филипенко | 5 | 5 |
Чукотский автономный округ | Роман Абрамович | 4 | 4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Юрий Неелов | 4 | 5 |